Как наказать ребенка без крика, ремня и унижений?
Как наказать ребенка без крика, ремня и унижений?
Наказание детей – горячая тема, всегда вызывающая обсуждения в социальных сетях и на форумах. Некоторые считают, что нет ничего хуже, чем шлепнуть ребенка по попе или дать ему подзатыльник. Некоторые люди категорически против любых физических проявлений насилия и предпочитают просто перестать разговаривать с ребенком, когда он сделал что-то не так. Они думают, что попытка научить ребенка чему-то молчанием — эффективный метод. (Спойлер - НЕТ!)
Так где же та грань, которая отделяет наказание от насилия, как воспитывать детей, не травмируя их психологическое состояние, но, в то же время, приучая брать на себя ответственность за свои поступки?
Наказание детей – горячая тема, всегда вызывающая обсуждения в социальных сетях и на форумах. Некоторые считают, что нет ничего хуже, чем шлепнуть ребенка по попе или дать ему подзатыльник. Некоторые люди категорически против любых физических проявлений насилия и предпочитают просто перестать разговаривать с ребенком, когда он сделал что-то не так. Они думают, что попытка научить ребенка чему-то молчанием — эффективный метод. (Спойлер - НЕТ!)
Так где же та грань, которая отделяет наказание от насилия, как воспитывать детей, не травмируя их психологическое состояние, но, в то же время, приучая брать на себя ответственность за свои поступки?
8 запрещенных действий или как нельзя наказывать
Какие действия считаются запрещенными? Что нельзя делать чтобы наказать ребенка?
Избивать
В 2004 году Парламентская ассамблея ООН объявила общеевропейский запрет на физические наказания детей. Но по результатам американских опросов, 90% родителей верят в эффективность порки. Физическое наказание является неэффективным способом воспитания – оно способствует поддержанию «субкультуры наказания» (драчливости, агрессивности). Агрессия может порождать агрессию или страх только как способ подавления агрессии. Ни то, ни другое не способствует укреплению уверенности в себе и способности к самореализации.
Унижать
Не высмеивайте ребенка и не критикуйте его публично. Это плохо влияет на самооценку и травмирует психологическое состояние.
Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени
Есть риск, что ребенок будет бояться всего на свете и расти тревожным.
Оскорблять с использованием ярлыков
«Ты неряшливый», «ты дурак» и так далее — будьте осторожны с этими словами. Ребенок может им поверить и примет эту установку на всю жизнь.
Во всем виновата «плохая генетика» («Ты такой же, как твой папа»)
Не пытайтесь отыграть свои личные конфликты с бывшим мужем на своем ребенке. Ребенок не может «изгнать» из себя имеющуюся «плохую» часть. Это не то, что он выбрал, и он не может взять на себя ответственность даже за самого плохого родителя. Эта тактика вызывает у человека сильный стыд, который может по-разному проявляться в самочувствии и поведении.
Наказывать за то, что ребенок не может контролировать (например, за недержание, нервные тики, двигательную неловкость)
При этих наказаниях дети впадают в изнеможение и отчаяние, пытаясь купировать нежелательные проявления, а симптомы только нарастают. Несмотря на это, расстройство подкрепляется стыдом и сильно страдает самооценка ребенка.
Отвергать (не говорить, игнорировать, лишить любви), устроить бойкот, сказать «Я тебя больше не люблю»
Для ребенка это самое страшное наказание. Родительский отказ воспринимается внутри как опасность для жизни. Это не проходит с возрастом, и у многих взрослых мы можем видеть отголоски такого поведения в детстве.
Ущемление базовых потребностей
Никогда не наказывайте ребенка едой, прогулками, предметами первой необходимости и всесторонним развитием.
Наказания: как это возможно? 6 «законных» способов наказать
Метод естественных последствий
Этот метод является наиболее безболезненным и адекватным в любом возрасте. Например, ребенку 3 года, и он хочет в летний день надеть теплые зимние штаны. Вы можете сказать ему, почему считаете, что шорты больше подойдут для прогулки, но не пытайтесь повлиять на его решение. Дайте ему или ей возможность увидеть, что в этой одежде ему или ей будет жарко. То, чему дети научились на собственном опыте, запомнится надолго.
Тайм-аут
Метод, когда ребенка уводят из общего пространства в отдельную комнату и оставляют там на некоторое время одного. Это позволяет увеличить дистанцию между взрослым и ребенком и «успокоиться», отрегулировать эмоции.
Считается, что для ребенка, оставшегося в одиночестве, интервал времени в минутах, кратный его возрасту, не является травмирующим. Например, для 3-летнего ребенка это 3 минуты, для 4-летнего — 4 минуты и так далее. Комната, куда вы ведете ребенка «успокоиться», должна быть светлой и с окном. Это не может быть склад, туалет или другое темное помещение.
Игнорирование
Не поощряйте нежелательное поведение ребенка чрезмерным вниманием. Хорошая методика, которую очень сложно выполнить – взрослым вообще трудно держать себя в руках и не реагировать на негативные проявления в поведении ребенка.
Лишение благ
Это когда ребенок лишается чего-то важного или желаемого в результате плохого поведения. Например, запрещено смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры.
Ребенку важно знать исходные договоренности, почему и чего он лишился в результате несоблюдения правил.
Для детей дошкольного возраста эти правила можно нарисовать или, если ребенок уже умеет читать, написать на пластиковой доске или листе бумаги и повесить на стену. Часто дети шалят не потому, что они злодеи, а потому, что забыли правила.
Метод символической экономики
Это очень хорошо работающий метод для детей среднего школьного возраста и подростков. Действия, за которые ребенок может быть вознагражден, и действия, из-за которых он теряет «баллы», решаются на семейном совете.
Здесь важно разработать систему премирования, накопления и списания баллов. Затем накопленные баллы можно обменять на что-то ценное для ребенка, например, на покупку машинки, журнала или на дополнительные 15 минут компьютерной игры.
В этом методе важно, чтобы достижения не были легкодоступными, но и не были слишком сложными. В обоих случаях будет снижение мотивации.
Ограничения
Этот метод можно использовать, если ребенок не соблюдал важные правила.
Например, за каждое нарушение правил время отхода ко сну начинается на 15 минут раньше. То есть ребенок ложится спать не в 21:00, а в 20:45, за следующее нарушение он будет ложиться спать в 20:30 и т.д.
15 советов родителям, которые задумываются над проблемой методов воспитания и детских наказаний
- Наказание всегда должно быть на чем-то основано.
- Наказание должно быть понятно ребенку
- Правила и границы дают ребенку чувство уверенности в себе и безопасности.
- Родители не всегда должны устанавливать правила и следить за их соблюдением. Полезно и гармоничное участие ребенка в этом процессе.
- Больше показывайте ребенку свою любовь.
- Считайте своего ребенка способным на многое и талантливым. Ваши действия должны давать ощущение силы и возможностей, а не беспомощности и отчаяния.
- Избегайте жестокости.
- Будьте гибкими в общении, продумайте методы, способы сохранить любовь и крепкую связь с ребенком.
- Меняйте правила в соответствии с возрастом и обстоятельствами ребенка. То, что не позволено дошкольнику, можно разрешить подростку (например, вернуться домой в 20.00, а не в 18.00, или лечь спать чуть позже).
- Будьте последовательны. Несоответствие наград и наказаний — путь к неврозу.
- Разделите личность и поведение. Если кто-то плохо себя ведет, он не плохой сам по себе. Поступок может быть плохим, но ошибиться может каждый.
- Не угрожайте нереальными последствиями, которые вы не можете обеспечить. Старайтесь вообще не угрожать ребенку.
- В каждой семье есть свои установленные правила, которые работают именно для них. Не пытайтесь найти готовые ответы на все вопросы.
- Правила существуют для всех – и для взрослых, и для детей.
- Прислушайтесь к себе. Если вы часто испытываете раздражение – постарайтесь понять, с чем это связано. Иногда причины кроются не в поведении ребенка, а в вашем здоровье.
Важно понять одно: не чувствуйте себя беспомощным, если ребенок плохо себя ведет. Попробуйте найти методы, обратитесь за помощью к специалистам. Попробуйте разные подходы. Не теряйте человека за всеми этими методами воспитания, пусть он еще и мал. Помните, что самый действенный метод воспитания – это любовь, симпатия и саморазвитие.